Госпереворот: будете союзниками? ч.2

Дмитрий Кметъ

  

«Я хочу выразить благодарность нашим американским коллегам в их помощи в становлении украинской государственности, <…> ведь США оказывают не только финансовую поддержку, но и обеспечивают безопасность страны”.
Петр Порошенко, президент Украины, 2015 год

Для того, чтобы переворот можно было успешно совершить, необходимы определенные предпосылки. Если мы посмотрим на события недавних лет в Египте(2013), на Украине(2014), в Таиланде (2014), в Йемене (2015), то можем увидеть некоторые характерные черты.

Невозможно захватить власть в стране, если источник ее власти в этом государстве не находится. Простой тезис, выдвинутый политологом Э.Н. Люттваком поначалу кажется очевидным и не стоящим внимания, однако смысл, который он в себе несет, может раскрыть суть переворота.

Госпереворот

Где вероятнее совершить государственный переворот: в Японии или в США? – Многие ответят- в Японии, и будут не правы. Для того, чтобы расставить точки над «i» все объяснить, обратимся к одному примеру.
госпереворот2
В 1956 году в Венгрии началось восстание, ныне получившее название Венгерской революции. Оно началось и шло очень успешно, его лидеры быстро получили контроль над традиционными средствами власти: вооруженными силами, полицией, СМИ. Но они не учли одного фактора- наличия сил Советской армии, на который опирался действующий режим. Эти вооруженные силы намного превосходили собственную венгерскую армию и шансов у заговорщиков не было. Восстание было бы успешным, если бы оно началось в Москве, а не в Будапеште. Конечно, в 1989 году, во время начала «перестройки» в СССР, именно по такой схеме и прошла «революция» в Венгрии. Современный режим в Венгрии после обретения «независимости» сразу обратился за военной помощью к странам НАТО и ЕС. И можно смело сказать, что именно военное присутствие и военная сила военного блока НАТО является гарантом существующего строя в стране.

Аналогичная ситуация сейчас в Японии, где американское военное присутствие достигает 49 тысяч человек, а между странами заключен договор о военном и политическом союзе. В случае попытки переворота, военные части США встанут на защиту проамериканского строя, а в случае необходимости, наверняка будут задействованы и иные военные силы. Естественно, эта «дружба» накладывает определенные обязательства на правительство той страны, где находится «гарант» их режима.

Подобного рода зависимость одной страны от другой является довольно распространенным явлением; хотя ныне не существует колоний, их заменили псевдонезависимые государства. И в ряде случаев свободы действий у них еще меньше, чем у бывших колоний.

Правительство Восточной Германии и Южного Вьетнама до распада Советского Союза всегда опиралось на военные силы «союзника-великана» и перед принятием решений консультировалось с Москвой, точно также как современные страны-члены ЕС и НАТО оглядываются на США перед тем, как сделать определенные политические заявления. Современный мир отошел от понятий «вассалитета», «сателлита». Теперь все эти термины прикрываются понятием «союзника» (конечно, остались и обычные союзы, не подразумевающие зависимости от «большого брата»).

госпереворот2

Современная структура НАТО оформилась в середине Холодной войны, когда странам-участницам было необходимо вооружение, в том числе и ядерное, чтобы противостоять возможной угрозе СССР. Но ввиду нехватки денежных средств, страны Европы были вынуждены обращаться за помощью, как к союзнику, к США. Естественно это было не бесплатно, и со временем влияние США на Европу увеличилось. Учитывая то, что 75% бюджета НАТО поступает из США, военная и финансовая зависимость стран-членов становится просто неизбежной.

Именно поэтому можно сказать, что на смену странам-протекторам: США и СССР, времен Холодной войны, пришли военно-политические и интеграционные блоки.

Показательным является механизм работы этого союза, особенно в свете войны НАТО и Югославии. Первоначально ни одна страна не поддерживала возможность применения армии на Балканах. Но закончилось все тем, что США заставили всех-стран членов «искупать руки в крови», даже Бельгия, объявившая о своей мирной политике, была вынуждена поставлять вертолеты для сил военного блока.

Конечно, страны-члены осознают такую зависимость от «большого союзника» и предпринимают попытки избавиться от него: с самого создания ЕС его главной идеей должно было стать формирование самостоятельной военной структуры, которая бы обеспечила большую долю самостоятельности на политической арене. Но как можно заметить, все эти начинания не уходят дальше планов. США мягко пресекает такого рода начинания, и ЕС до сих пор использует военную инфраструктуру НАТО. Такая же судьба ждет и инициативу председателя Еврокомиссии Жан-Клод Юнкера, озвученную в марте 2015 года: Европейскому Союзу необходимо создать европейскую армию. Но как он сам верно отметил, говоря о ЕС: «Нас перестали принимать всерьез».

Необходимо понять, каким же образом такого рода союзные и интеграционные блоки способны ставить в зависимость изначально независимые государства от политической воли одной страны.

госпереворот2

Две самые прибыльные сферы экономики- это поставка вооружения и банковская сфера, особенно если они работают во взаимосвязи. Впервые такую схему опробовали США во время Второй мировой войны. Ослабленные экономики стран Европы не были способны обеспечить покупку вооружения за собственные средства. В результате чего правительства этих стран, и СССР в том числе, были вынуждены заказывать технику в кредит и лизинг. Государства, оказавшись в долговой яме, стали уязвимы для политического давления.

Существующий сейчас механизм НАТО, конечно же, не подразумевает поставку вооружения исключительно от США, однако ведущая роль остается именно за ними. Производство диверсифицировано и разделено между основными участниками альянса: США, Англией, Швецией, ФРГ и Францией. В основу такого разделения заложен простой принцип: весь комплекс техники и оружия производит только США, остальные страны обеспечивают лишь отдельные его виды. Доля остальных членов или незначительная или вообще отсутствует.

После принятия стандартов вооружения НАТО, все его члены обязаны привести в соответствие с ними свои вооруженные силы. На практике это означает то, что если у страны велись собственные военные разработки, то они должны быть прекращены и переформированы в заводы техники натовского образца. Так случилось и с Венгрией, которая за копейки была вынуждена продать технику советского периода Польше, а та в свою очередь осуществляет ее перепродажу Украине для нужд гражданской войны.

госпереворот2

Особенностью закупки техники и оружия является то, что это не одномоментное явление, заключающееся исключительно в покупке-продаже. Это целый комплекс мероприятий, состоящий из поставки запчастей для вооружения, обучения личного состава пользованию и эксплуатацией, обслуживание этой техники. Это в свою очередь вызывает определенную цепочку последствий. Рассмотрим на практике.

В 1955 году между СССР и Египтом было заключено соглашение о поставке вооружений. Для того, чтобы обеспечить его оплату, у Египта возникла необходимость иметь запасы иностранной валюты- рубля. С одной стороны, это вызвало резкое повышение спроса на рубль, а как следствие его курса, с другой стороны, Египет должен был поддерживать дружественную СССР политику, чтобы иметь доступ к валюте и вооружению.

В 1956 году начался Суэцкий кризис, египетская армия потерпела крупное поражение, сопровождающееся крупными военными потерями. Они были быстро восполнены Советским Союзом. Результат- внешний долг Египта вырос, как и его зависимость от СССР.

1962 год- начало гражданской войны в Йемене после смерти правителя Ахмада ибн Яхии. Египет направил 50 тысяч солдат для поддержки сторонников-республиканцев, которые вели борьбу с приверженцами дружеских отношений с Саудовской Аравией – монархистами. Чтобы обеспечить содержание такой армии опять потребовалась советская помощь (точно также как и Саудовской Аравии – помощь США).

1966 год- разрыв всех отношений с США, которые являлись основным поставщиком продовольствия в Египет. Их место сразу занял СССР.

Июнь 1967 года- египетская армия потерпела поражение на Синайском полуострове и потеряла 80% вооружения. Советский Союз в качестве условия поставки оружия потребовал права контролировать процесс обучения армии, подбор высших военных кадров и организацию спецслужб, а также возможность иметь военных советников.

Итогом 12 лет отношений стала полная зависимость Египта от СССР. Советский флот получил базы в Александрии и Порт-Саиде, а в египетских войсках находилось порядка 200 советских советников. Этого достаточно, чтобы дать СССР возможность предотвратить переворот в Египте. Даже в случае удачной смены режима, военное и экономическое присутствие СССР помогло бы быстро вызвать коллапс новой власти и последующую за ней реставрацию режима.

Рассмотрев в общих чертах нынешнюю ситуацию на Украине, можно найти схожие и даже аналогичные черты. После победы на выборах Ющенко, Украина начала сближение с НАТО и взяла курс на евроинтеграцию. Однако условием допуска Украины на европейский рынок стало снижение отдельных таможенных пошлин, в обмен на инвестиции и предоставление кредитов со стороны Европы. Как результат, внешний долг Украины начал расти, в то время как на внутренний рынок страны началась валютная и товарная интервенция. Таким образом, Украина попадает под сферу влияний нескольких ключевых фигур: США, ЕС и России, главных инвесторов в экономику.

В 2013 году президент Янукович отказался подписывать соглашение о евроинтеграции, ввиду того, что в качестве условия МВФ и другие кредиторы потребовали заморозить зарплаты и пенсии, поднять тарифы ЖКХ для обеспечения долгов. Не последнюю роль в этом решении сыграла и угроза России, основного экономического партнера, лишить Украину торговых льгот, а также отказ в выдаче кредитов, что означало бы сильный удар по бюджету.

Практически сразу после этого в стране начинаются беспорядки, вылившиеся в военный путч частных военных формирований олигархов, бизнес которых был сконцентрирован на Европе. Янукович бежал в Россию. И в 2014 Украина подписывает соглашение об интеграции.

Однако это решение привело к расколу страны. Оппозиция, выступающая за сотрудничество с Россией, не признала новую власть и в марте 2014 объявила о независимости Донецкой и Луганской области, а в Крыму в скором темпе проходит референдум о присоединении к России. Были попытки объявить независимость Мариуполя и Харькова, однако они не удались. С этих событий началась гражданская война.

В мае 2014 году после ряда военных поражений правящего режима при штурме Славянска и битве под Волновахой, а в 2015 году поражении под Дебальцево Украина была вынуждена обратиться за помощью к западным странам. Как результат, с мая 2015 года на Украине присутствует несколько сотен американских инструкторов, проводящих обучение Нац. Гвардии Украины, а также военные советники (точно также как советские инструктора в июне 1967 в Египте). Сотрудничество с Россией, до этого основным партнером резко снизилось, премьер страны Яценюк объявил о прекращении сотрудничества в военно-технической сфере с РФ (чье место заняли США).

На настоящий момент общий долг Украины вырос по сравнению с 2013 годом на 100% и составил 2\3 от ВВП страны, а ее стратегические финансовые резервы пос равнению с 2011 годом упали в 5 раз и способны погасить лишь 18% госдолга. Говорить о том, как сильно выросла зависимость от политической воли кредиторов даже не требуется.

Такого рода экономическое положение и наличие военных советников в армии ставит руководства страны в подневольное положение и необходимость лояльной политики по отношению к «союзнику». В ответ «союзник», а в данном случае США, будет обеспечивать защиту строя.

госпереворот

Если страны находятся в положении прямой и материальной зависимости, подготовка переворота должна включать в себя планирование внешней политики режима; если подготовке переворота противостоит одна из великих держав, он может провалиться, если не удастся скрыть его направленность.

Таким образом, предпосылкой переворота является независимость страны или отсутствие сильного влияния на ее политику третьих стран, либо снижение последнего.

Утверждение, что страны взаимозависимы – это не просто клише. Торговые, культурные и военные связи между государствами оказывают определенную степень воздействия на принятие политических решений. Например, в период, предшествовавший вступлению США во Вторую мировую войну, в американской внутренней политике действовали пробританские и прогерманские лоббистские группы. А во время парламентских выборов в Израиль 2015 года, Биньямин Нетаньяху, действующий президент, лично посетил Сенат США, что по утверждению политологов обеспечило его партии Ликуд победу на выборах.

госпереворот

Исходя из этого можно вывести главные постулаты:

  1. Любая попытка переворота, если в стране присутствуют значительные вооруженные силы великой державы («союзника»), коалиционного или интеграционного блока, окажется провальной. Однако если эти силы удалены от политических центров, это правило может и не действовать.
  2. Зачинщики переворота должны заручиться поддержкой сильной страны (опять же, «союзника») или коалиции стран.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.