Евразийство

Виктор Раткин

Сегодня мы очень часто слышим такой термин как Евразийство. О нем говорят политики, журналисты и профессора университетов. Это понятие даже включили в название политико-экономического блока. Многие называют Евразийство официальной идеологией Российской Федерации. Но несмотря на это большинство даже не знает, что по сути представляет оно из себя. В данной статье я расскажу о том, что это собственно такое, и как эта идеология появилась на свет.

Существует мнение, что евразийство возникло довольно стихийно, как следствие событий 1917 года. Это является правдой лишь отчасти. На самом деле, одной из предпосылок для возникновения этой идеологии, стала послереволюционная реальность, когда многие русские дворяне вынуждены были бежать за границу. Именно там многие из них задумались о судьбе своей родины.

С другой стороны, евразийство собрало в себя многие предыдущие идеи о месте России в историческом процессе. Наибольшее влияние на него несомненно оказали взгляды славянофилов. Они верили, что Россия имеет свой, отличный от запада путь, что Россия сама по себе уже является цивилизацией наравне с западной и другими. Но в то же время евразийцы отделяли себя от славянофилов, считая что идеи славянофильства слишком устарели. Одним из главных отличий славянофилов и евразийцев является рассмотрение последними Монголо-татарского ига как положительного фактора в истории Русской цивилизации.

Еще одним важным фактором при возникновении евразийства стало, по мнению основателей, предательство западом России. После Крымской, Русско-Японской и Первой мировой войны, стало ясно, что западные страны преследуют только свои интересы. Это подтолкнуло последователей идеи к выводу, что западное общество давно прогнило, что позволило еще сильнее противопоставить евразийскую высокую духовность западному материализму.

Таким образом эта идеология вобрала в себя многие концепции предыдущих течений, дополнило и проработала их в рамках совершенно новой идеологии о русской цивилизации. А события первой половины XX века стали катализатором для возникновения евразийства.

Временем его возникновения следует считать 1920 год, когда Н.С. Трубецкой написал книгу “Европа и человечество”. В ней он впервые противопоставил западную цивилизацию другим: “Интеллигенция европеизированных народов должна сорвать со своих глаз повязку, наложенную на них романогерманцами, освободиться от наваждения романо-германской идеологии. Она должна понять вполне ясно, твердо и бесповоротно: европейская культура не есть нечто абсолютное, а лишь создание ограниченной и определенной этнической или этнографической группы народов. Таким образом, европеизация является безусловным злом для всякого неромано-германского народа и истинное противопоставление есть только одно: романогерманцы – и все другие народы мира, Европа и Человечество.”

Уже на следующий год вышел первый евразийский сборник «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» написанный Н.С. Трубецким, П.П. Сувчинским, Г.В. Флоровским и П.Н. Савицким. Здесь евразийцы не только критиковали западный мир, но и впервые задали вопрос об особом месте Русской цивилизации.

В 1922 году вышел второй сборник получивший название «На путях. Утверждение евразийцев». Здесь была развита идея евразийской общности, а также затронут вопрос положительного влияния Монгольского ига на становление русского государства. Савицкий пишет:

«Именно татаро-монголы с их нашествием дали России свойство организовываться военно, создавать государственно-принудительный центр, достигать устойчивости; они дали ей качество становиться могущественной ордой»

Так что же представляло из себя раннее евразийство? Это был некий симбиоз идей, возникших в результате противопоставления Русской цивилизации западной.

евразмал2

Оно включало в себя несколько важных аспектов:

  1. Самобытность России. Последователи считали, что Россия это ни Европа, ни Азия. По их мнению, это ошибка географически разделять данные части света по Уралу, так как территория до и после этих гор не является ни тем ни другим, а носит совершенно другое название- Евразия.
  2. Византизм. Евразийцы верили в основополагающее начало Евразии, как наследника Византии и считали православие одним из главных элементов культуры.
  3. Восточничество. Вера в положительное влияние орды, принятие восточных начал и ценностей.
  4. Интернационализм. Евразийская цивилизация есть государство не только Русское, но и тех народов, которые уже давно являются частью русского мира, а так же тех кто близок к России идеологически. Савицкий пишет: «Евразийцы стоят на почве традиции. Россию-Евразию они воспринимают как единство. Дело заключается в том, чтобы найти в ее пределах должные формы сожительства наций. Евразийцы понимают Россию как «собор народов» и они уверены, что так называемые национальные особенности будут складываться в некую гармонию, будут порождать явления широкого и творческого общеевразийского национализма.
  5. Вера в превосходство духовного над материальным.
  6. Евразийцы считали что огромное влияние имеет географическое положение. Политику и менталитет в первую очередь определяет география. Так Финно-Угорские народы никогда не смогут войти в евразию, так как географически привязаны к Европе, что относит их к западной цивилизации.
  7. Идея общеевразийского языкового союза. Данный союз обусловлен не генетическими, а историческими факторами. Так по мнению евразийцев, татарский язык духовно намного ближе к русскому нежели польский, в силу давнего сожительства и симбиоза русской и татарской культур.
  8. Природность исторического процесса объединения Евразии. Сама история подтверждает правильность евразийства. Так всякий раз после раздробления на множество мелких государств, Евразия всегда вновь объединяется в единое целое. Такими объединителями выступили в свое время и монголы, и Московское княжество и Советский Союз.
  9. Понимание революции 1917 года как неизбежного и необходимого события. Евразийцы, в отличии от других эмигрантов отказывались критиковать большевиков. Они верили, что крах империи неизбежен, и что большевики лишь еще одна часть общего исторического процесса формирования Евразии. В то же время евразийцы противопоставляли себя большевикам, считая марксизм западной идеологией, которая не может существовать в пределах континента. Одним из главных достижений революции по мнению евразийцев был окончательный выход России из-под европейского влияния.
  10. Наличие социалистических идей. Несмотря на неприятие идей Маркса, евразийцы все же переняли некоторые аспекты марксизма. Так они верили что только государство способно и должно управлять экономикой и регулировать частную собственность. Н.Н. Алексеев говорил: «частная собственность есть привилегия. Государство должно не только регулировать порядок частной собственности, но оно призвано также сказать частному собственнику: если имеешь привилегию, хозяйствуй хорошо, располагай правами не во вред, а в общую пользу».

Несмотря на мощную идеологическую базу и хорошую организацию евразийское движение очень скоро пришло в упадок. Основными причинами были: неприятие евразийцев в эмигрантской среде, по причине поддержки ими революции, внутренние распри и участие многих сторонников в советской операции по слежке за эмигрантами “Трест”.

В 1928 году происходит раскол между идеологами евразийства и редакцией газеты “Евразия”. А к 1938 году эта идея окончательно умирает.

По настоящему возродится евразийство только после распада СССР. Новым идеологом его станет Александр Гельевич Дугин, фигура крайне противоречивая. С приходом в евразийство Дугина оно эволюционировало, в нем появилось большое количество новых идей, многие старые идеи были переработаны.

В первую очередь Дугин пояснил, что субъектом политической истории является не государственный строй, а только народ:

“Разные исторические и философские школы спорят о том, кто является, в последнем счёте, субъектом истории. Этот вопрос остаётся открытым. Но когда мы говорим о стране, об исторической общности, о культуре, о форме специфической цивилизации, мы подразумеваем, что субъектом истории, который мы рассматриваем, является «народ». Типы государственности, хозяйственные механизмы, культурные модели, идеологические надстройки меняются, сменяют друг друга и поколения. Но нечто остаётся постоянным сквозь все эти трансформации. Эта постоянная величина, живая в течение долгих веков и на обширных пространствах, и есть народ. Говоря и думая о России, мы думаем не столько о государстве, сколько о той внутренней жизни Государства, которой является народ. Государство — лишь форма, народ — содержание.”

Наиболее важной частью теории Дугина является геополитика. Здесь он, в отличии от ранних евразийцев, которые верили в множественность цивилизаций и в возможность их мирного сосуществования, разделяет все страны и народы мира на две цивилизации: цивилизацию суши (Евразийскую) и цивилизацию моря. Эти две цивилизации находятся в вечной и непримиримой борьбе. Так к цивилизациям моря Дугин относит древний Карфаген, Великобританию и США, а их противниками ставит Рим, Германию и современную Россию. Основной чертой морской цивилизации Дугин считает материализм, в то время как евразийская цивилизация предусматривает духовность.

В отличии от ранних евразийцев Дугин четко показывает что евразийство, это не просто философии о пути России, но идеология. В книге “Четвертая политическая теория” Дугин ставит ее в один ряд с либерализмом, фашизмом и коммунизмом.

Само понятие Евразия было переосмыслено. Если по мнению ранних представителей это есть определенная территория, на которой проживает евразийский суперэтнос, то в неоевразийстве это межконтиненатильная полиэтническая сверхимперия.

В заключение хочу сказать, что целью этой статьи было рассмотреть сущность и историю евразийства и ознакомить нашего дорогого читателя с этим понятием . Несмотря на обилие хороших, если не правильных идей, евразийство слишком часто противоречит идеям Русского национализма и монархизма.

Во первых евразийство-это интернационализм, его финальная цель-полностью стереть рамки между народами, так называемой Евразии, объединив их культуры и создав новую. Это прямо противоречит принципам Русского национализма.

Во вторых, сия идеология подразумевает, как я уже писал выше, что Россия, наследница не только Руси, но и Золотой Орды, с чем любой Русский человек никогда не согласится.

Еще одним противоречием является отвержение евразийцами западного начала Руси, отрицание общеевропейских ценностей и принятие ислама и других религий.

Лично я считаю, что не смотря на обилие хороших идей евразийство является скорее вредной для Русского человека идеологией. Я думаю многие из вас будут со мной согласны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.