Владимир Пустослов

Постмодернизм

В среде монархистов, да и вообще консерваторов, встречается распространённое враждебное отношение к постмодернизму. Он считается чуть ли не величайшей бедой, и именно его винят в том, что сегодняшнее молодое поколение поддаётся влиянию сомнительной культуры, а что-то действительно великое остаётся вне внимания. Действительно, такая проблема присутствует. Например, мало кто читает признанных классиков литературы, а вот, например, Пауло Коэльо, «Пятьдесят оттенков серого» пользуются куда большим спросом. Хотя эти произведения базируются на классической литературе, и читатели классики, даже бегло пройдясь по главам книг, понимают сюжет и видят, что это второсортная литература – в ней нет ничего такого, что заставило бы тратить на неё своё драгоценное время, которого у каждого человека не так уж и много. Так же и в музыке: мало кто из молодёжи станет изучать все хитросплетения музыкальных произведений Вагнера или Баха, а вот узнать из какой песни срезана мелодия для трека очередного новомодного репера – это пожалуйста. И так во всей современной культуре. Картины, написанные великими художниками, имеющими сотни мелких деталей, на написание которых художники тратили года, заменены смешными изображениями, на которые автор тратит не более часа.

«Культура стала массовой, – говорят нам сторонники традиционализма. – она теперь создаётся не для эстетического удовольствия, а для удовлетворения запросов масс населения – безликого народа, любящего такую же безликую культуру»

Но виновен в этом не столько сам постмодернизм, сколько набравший популярность социализм, благодаря которому первый оказался там, где он сейчас. К примеру, в раннем Советском Союзе в 20-30-ых годах одним из основных вопросов являлся вопрос культурный: чем заменить «буржуазную», ориентированную на отдельную личность, культуру? Памятники «проклятого царизма» уничтожены, полотна великих художников разорваны разъярённой солдатнёй, но что поставить взамен этому? В графическом искусстве «на помощь» приходит авангардизм, который является полностью постмодернистским течением. Художники-авангардисты рисуют незамысловатые фигуры, которые может рисовать и ребёнок, а находчивые большевики называют авангардизм искусством будущего. Также новоявленные «художники» вкладывают в свои работы идеологический смысл практически равный идеологии Советов – суть свободы личности. Плюс ко всему, художники по всему миру, а в особенности авангардисты, начинают смотреть на СССР менее враждебно. В некоторых случаях даже приезжают туда, чтобы вести свою деятельность именно на территории СССР.

Наиболее популярной личностью в авангардизме является Малевич со своим полотном «Чёрный квадрат». Мало кто понял идею этого полотна, которое являлось манифестом существующему искусству: всё искусство уже исчерпало себя, ничего больше не будет – только чёрный квадрат, за которым прячется прошлое искусства. Да, звучит это очень по-советски, если бы не одно «но». Практически эту же идею описывает в своей работе «Так говорил Заратустра» немецкий философ Фридрих Ницше. Его тезис «Бог мёртв» можно трактовать не только как упадок веры, а ещё и то, что в мире есть очень много всего старого, и чтобы построить что-то новое, нужно уничтожить старое. Нужно убить в себе веру в старые идеалы, зачеркнуть, забыть и идти вперёд на встречу новому без старых предрассудков. Так думал Ницше в конце XIX века ещё во времена, когда Вильгельм I управлял Германской империей. Эту же мысль использовал Малевич в своей самой известной работе.

Если же убрать в сторону идеологический подтекст, то мы видим – как искусство авангардизм весьма лёгок в исполнении, в отличии от любых полотен, к примеру, эпохи возрождения, где даже подобную краску тяжело подобрать, не говоря уже о прорисовке. За это сторонники традиции и ненавидят постмодернистов. Ведь мало того, что они упростили искусство, так ещё и обмазали всё своей идеологией.

И мы снова видим только лишь подтверждение того, что нападки на постмодерн не безосновательны. Но времена шли вперёд. Советский Союз рухнул под тяжестью своей же прогнившей до основания бюрократии. На его руинах выстроились новые государства. Немного людей будут отрицать, что новый Союз – уже Европейский – даёт трещины. Но неужто со времён 30-ых годов 20 столетия ничего не поменялось?

Советский плакат “Клином красным бей белых”

Вторая мировая война, принёсшая ужас почти во все уголки нашей планеты, дала новый виток в развитии культуры и массового сознания. Кроме восстановления городов, нужно было восстановить и себя как человека. Наиболее значимым влиянием на философию того периода обладает Жан-Поль Сартр. Конечно, его идеи основываются на чистом негативе и одиночестве, но, тем не менее, он нёс отражение идей тех людей, которые жили с ним в то же время. Многие люди, говоря об истории философии начинают путаться, доходя до времён второй мировой войны. Любители традиции вообще не считают его даже хоть сколько-нибудь сносным писателем и закидывают в одну кучу к постмодернистам. Конечно, как обычно, не безосновательно, ведь он выражал атеистические взгляды и симпатизировал марксизму. Но это работает не так. Нельзя не брать во внимание значимость некоторых идей.

Именно негативный взгляд Сартра на вещи дал развитие постмодернизму. Теперь постмодерном считается что-то злое, негативное, но в то же время ироничное. А этим злым и негативным являются идеи Сартра.

Например, вы попали в больницу из-за того, что кто-то вас ударил по голове. Что делать дальше? К вам приходит сотрудник полиции, переписывает показания, внимательно слушает: «да-да, мы вас поняли и будем искать нападавшего». Далее этот сотрудник выходит на улицу, смотрит на время (а уже обед!) и идёт подкрепиться в ближайшую забегаловку. Потом вспоминает, что дома после обеда его ждёт жена, звонит в участок и говорит, что его сегодня там не будет – дескать, на выезде. Далее он подходит к машине, его кто-то бьёт по голове, и он просыпается в той же больнице…

Данный пример является постмодернистским, потому что вроде бы вы выполнили все условия для поимки преступника, но по какой-то независящей от вас злой иронии судьбы встречаете того человека, блюстителя порядка, на соседней с вами койке.

Да, постмодерн постмодерном, но разве данный пример не может быть реальностью? Разве такое не могло произойти в действительности? Не является ли в таком случае наша реальность постмодернистской?

Так же данный принцип злой иронии начинает использовать такая молодая наука, как социология. Эта наука начинает исследовать период истории гитлеровской Германии, а основным вопросом, который она ставит перед собой является следующий: каким образом и в какой момент идеология может действовать на человека так, что он готов брать в руки оружие и убивать всех несогласных? Такому же исследованию подвергаются и времена СССР. И если с этой стороны смотреть на историю, то исследовав исторические процессы разных стран, можно прийти к общей схеме, запуская которую люди могут поддаваться влиянию идеологии и идти в бой с несогласными.

Данная область исследований появилась благодаря постмодернизму и является беспринципной для некоторых категорий людей. Например, может оказаться так, что все люди, побеждавшие в войнах и сделавшие стремительную карьеру, не добились всего сами, а просто реагировали на сложившиеся в обществе обстоятельства «как обычно происходит в таких условиях». Но тем не менее, полученные данные можно использовать в своих целях. И сегодня, смотря на свержения режимов и происходящие далее процессы в отдельных странах, невольно задаёшься вопросом: «а не применяется ли в этой стране выработанная какими-то социологами схема?»

Так же постмодерном считается и то, что много популярных людей, не имеющих никакого образования, производят контент для массового зрителя, благодаря чему и получают славу и известность. Например, музыкантом могут считать человека, даже не знающего нот, философом могут считать того, кто не имеет подтверждения в знании этой науки и т.д. Тут больше действует принцип, любимый многими левыми, – принцип свободного рынка, при котором что-то действительно хорошее становится популярным и востребованным, а академическое и сложное к восприятию остается неизвестным. И выходит, что, имея даже два высших образования, можно остаться никем, а не имея никакого – получить всё. Здесь так же кроется проблема образования в России, ведь на Западе такой разрыв значительно меньше, чем у нас. В целом потому, что в Европе любой обучающийся выбирает себе дополнительные дисциплины сам, а также может выбирать преподавателя в зависимости от собственных предпочтений. В России же ты обучаешься по заранее проработанной программе, которую написал кто-то «наверху» для тебя и тебе подобных. И выучившись по такой программе человек является менее подготовленным к самостоятельной жизни и имеет меньше нужных знаний, чем его же ровесник в какой-нибудь Германии. Таким образом, если тебе не удалось добиться чего-либо в своей специализации, то есть смысл попробовать себя в той специальности, курсы по которой ты проходил дополнительно.

Правда, это мы говорим о высшем образовании, но есть много примеров того, как не имеющие образования получают известность. Это также является постмодерном. К примеру, стал бы кто-то в XIX веке вообще слушать человека без должного образования, начитавшегося данных в общедоступных источниках и формулирующего на этом свою точку зрения, как автор научной статьи?

Если говорить об общедоступном источнике, то и интернет является таким постмодернистским детищем, который могут развивать люди, не обладающие образованием, а обучившиеся всему сами. К примеру человек, репостнувший к себе на страницу фразу «Against the modern world» из какой-нибудь группы традиционалистов делает это с помощью интернета, и с ним работает та же схема злой постмодернистской иронии.

Сегодня, находясь в современном мире, нельзя быть против чего-то современного хотя бы потому, что тебя могут выкинуть на свалку истории. Невозможно игнорировать различные мемы, всякие СКР-СКР-СКР, корчить из себя эстета и критиковать современный мир на уровне 30-40-ых годов XX века. Если же мы начнём слепо отвергать всё и поддаваться влияниям традиционалистов, то рискуем взяться за оружие, отстаивая навязанную идеологию, тем самым подтверждая на практике теоретическую схему какого-нибудь социологического исследования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


05.12.2018

Какой станет новая украинская церковь?

Греческое агентство церковных новостей Romfea.gr опубликовало первую страницу проекта устава церкви Украины, который был утвержден Синодом Константинопольского патриархата на заседании…

Читать

11.09.2018

Путин поговорил с рабочими о зарплатах

Президент России Владимир Путин не поверил работнице судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае, которая рассказала о низких средних зарплатах. Видеозапись…

Читать

16.08.2018

Два-восемь-два

Тренд на политические преследования набирает все большую популярность у клана силовиков. Еще бы, наследники ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ во влажных снах видели возвращение…

Читать

11.08.2018

В Белграде представлена новая книга о Николае II

В Белграде к 100-летию мученической кончины Царской семьи вышла в свет книга «Святой Царь». Книгу, посвященную жизни и подвигу последнего…

Читать

Все новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: