Иван Грачев

Русский Deus Vult

Огромную популярность нашли в интернете когда-то забытые образы европейских крестоносцев: праотцов европейского колониализма, и одновременно, символов христианского величия, когда идея великого Христова воинства и небесного Иерусалима, смогла покорить Иерусалим земной. При этом при указании этого исторического явления, иногда возникают «Знатоки» утверждающие, что Крестовые походы явление чисто католическое, не имеющее к православию никакого отношения. Хотелось бы сказать — это не далеко не так, и вот почему. Во-первых, русские наемники на службе Византии играли важную геополитическую роль, часто влияя на баланс сил Ближнего Востока. К примеру, пельтасты – византийский отряд пехотинцев, участвовавший в штурме Никеи, о русскости которого, говорят хотя бы свидетельства современницы Анны Комнин, указавшей имена многих воинов указывающих на их этничность к примеру командира отряда звали Радомир.

Во-вторых, паломничество русских людей на святую землю, которое отразилось в работе игумена Даниила «Хождение» Этот образованный и внимательный представитель русского духовенства посетил Палестину между 1101 и 1113 годом, пробыв там, по его собственным словам, 16 месяцев. Жил он в Иерусалиме, в православном монастыре святого Саввы, откуда путешествовал по всей стране, имея в качестве своего руководителя «добраго вожа», одного из сведущих старцев приютившей его обители. Иерусалимский король Балдуин I (1100–1118 гг.), ставший во главе крестоносцев после смерти Готфрида Буйонского, оказывал Даниилу содействие его паломничеству по Святой земле. Не стоит удивляться и тому, что Балдуин оказывал Даниилу знаки уважения, – в лице русского игумена он чтил страну, которая, по словам митрополита Илариона, «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли», и чьи князья породнились почти со всеми королевскими дворами Европы (сам Балдуин был женат на старшей внучке французской королевы Анны Ярославны). Достаточно интересные факты, не правда ли?

Существование даже тогда огромного уважение к Руси как к христианскому государству, почетные приемы и встречи и даже боевые подвиги русских на святой земле, не остались незамеченными историками. Из менее надежных источников так же сообщается, что русские держась, подобно выходцам из остальных стран Европы, сплоченной национальной общиной, основали на Святой земле «русский город», название которого в разных источниках повторяет основные варианты слова «Русь», известные по средневековым источникам: Rugia, Rossa, Russa, Roiia, Rugen, Rursia, Rusa (современный Руйат в Сирии). Часто упоминается, что сведений о русских в Крестовых походах немного, но даже во времена Карамзина история еще помнила данный факт. Историк писал:

…Многие знатные Киевляне и Новгородцы находились тогда в Иерусалиме… сие обстоятельство не мешало витязям Российским искать опасностей и славы под знаменами Христова воинства…

Не менее интересны и фольклорные былины, посвященные паломничеству русских в святые земли, как например былины о Василии Буслае. Там главный герой встречая в море корабельщиков на их вопрос о цели путешествия в те края, отвечает:

А плаванье то мое, да не охотное, смолоду, было много убито, пограблено, пора к старости и ответ держать

Оскар Егер, по поводу участия Руси в Крестоносном движении, в конце XIX в. писал: “Эта особенность (религиозные различия) была не настолько велика, что бы такие общеевропейские движения, как крестовые походы, не находили своего отголоска, тем более что толпы русских паломников в XI в. из года в год непрерывно направлялись в Иерусалим на поклонение святым местам из Руси” Столь разные источники не оставляют сомнений в нашем участии в этом явлении. И наши и иностранные историки упоминают о русских именах, городах, святых, которые посещали и участвовали в ближневосточной политике того времени. Почему это важно? Поводом к первому походу, как известно была защита Византии от сельджуков, когда переродившееся христианство бывших “варваров” сформировалось, чтобы наконец-то стать религией покорившей мир.

Современные левые глубоко ненавидят и пытаются оболгать само явление, например, в играх и исторических справках часто ретранслируют идею о кровавых религиозных фанатиках, готовых уничтожить всех по приказу папы (как правильно, эти люди не берут во внимание, тот факт, что сами походы изначально были лишь защитой от мусульман). Именно первый поход был самым успешным и исторически важным, это то что предшествовало появлению рыцарских орденов (воинов-монахов) и осознания европейцами себя как отдельной общности, не похожей на другие народы. Бывшие варвары наконец-то осознали себя, и начался это процесс с веры, подобно тому как нынешняя наука родилась полностью из христианского образования, и университетов, которые строились на деньги церкви, не говоря уже о научном методе, созданном церковниками и унаследованном учеными. К сожалению, в силу крайней тенденции некоторой историографии считать Русь оторванным от Европы чуть ли не “азиатским” государством, была потерянна целая эпоха в нашей истории, ведь рядом с Ричардами и Фридрихами, боролись за веру и Иваны с Василиями. Между тем, как следует из того, что содержится в наших летописях и агиографической литературе, крестоносная эпопея не миновала Руси, а с самого своего начала вовлекла в свою стихию и наших предков.

Какого бы ни было ваше отношение к Крестовым походам, надо признать, что столь важное историческое событие, оказавшее влияние на культуру и все дальнейшее развитие европейцев, не должно остаться чисто “Католическим” или “Западно-европейским” явлением, а есть и будет и нашим русским культурным кодом. При этом в Рунете попадаются, действительно, единичные публикации на данную тему, казалось бы при огромном количестве материалов по истории (особенно про ее советско-имперский) период, древняя история осталась не в почете, хотя казалось бы, что именно в ней стоит искать свой культурный корень. Нету там борьбы “Белых” и “Красных” с постоянным переиначиваем фактов и борьбой за достоверность того или иного события (вспоминаем мифы о “Белом терроре” или “28 панфиловцах”) и пока большинство безрезультатно поливает грязью то царский, то совковый период, мы правые, должны взять под свою монополию средневековье, находя отсылки, факты, поводы для гордости или примеры для современников.

Главное, что мы, Светоч, должны сделать, это создать такую элиту, которая понимала бы и сакральную идею крестоносцев, и видела бы в русских не младших братьев европейцев, а великую европейскую нацию, нацию которая дала начало многим европейским династиям, и даже традициям. Именно манифестация того что есть “правая” идея в очень узких студенческих кругах начнет давать нам, русским, шанс на возвращение в политику. Важно понимать, что мы светочи, придем обязательно и безвозвратно, а без понимания ценности христианской культуры и истории, это не имеет никакого смысла.

Опять же очень стоит отметить пробел в крестовых походах о русских витязях, наемниках и паломниках, во-первых церковный раскол усугубил проблему освещенности дав католической церкви монополию на идею походов на еретиков. Православная церковь же теряет линию преемственности, так как в будущем Византия станем умирающей империей, а Русь еще не укрепиться, а лишь переживет тяжелую феодальную раздробленность, с дальнейшей перспективой 300-летнего Ига, в то время как Европа медленно, усилиями католической церкви становилась основой для будущей эпохи открытий. Оставалось главное – вернуть себе культурное поле, а значит и право быть русскими.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


05.12.2018

Какой станет новая украинская церковь?

Греческое агентство церковных новостей Romfea.gr опубликовало первую страницу проекта устава церкви Украины, который был утвержден Синодом Константинопольского патриархата на заседании…

Читать

11.09.2018

Путин поговорил с рабочими о зарплатах

Президент России Владимир Путин не поверил работнице судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае, которая рассказала о низких средних зарплатах. Видеозапись…

Читать

16.08.2018

Два-восемь-два

Тренд на политические преследования набирает все большую популярность у клана силовиков. Еще бы, наследники ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ во влажных снах видели возвращение…

Читать

11.08.2018

В Белграде представлена новая книга о Николае II

В Белграде к 100-летию мученической кончины Царской семьи вышла в свет книга «Святой Царь». Книгу, посвященную жизни и подвигу последнего…

Читать

Все новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: