Картинка профиля Анастасия Зимина
Анастасия Зимина

Русский север

Русский север абсолютно уникален. Оставаясь островком народной самобытности, он сохранил в себе ту первозданную «русскость», которую может прочувствовать оказавшийся в этих краях странник, окунувшись в местный мир традиций и обычаев. Филолог Лихачев точно подметил :«Север сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русские трудовые традиции». Отталкиваясь от этой фразы, хотелось бы детальнее рассмотреть фольклор, быт и традиции жителей сурового края.

В дореволюционной историографии писали: «Зритель не видит здесь ни полуразрушенных лачуг, едва приметных от земли; ни той ужасной нищеты, какая поражает везде в остальной России. Все здесь, в диких лесных дебрях, иначе; в лесном просторе поселянину дышится весьма свободно, и поэтому его жизнь совсем иная как по своей внешней обстановке, так и по внутреннему укладу».

Коренным народом нашего севера являются поморы – потомки переселенцев из Великого Новгорода и Карелии, населявшие юго-запад и юго-восток побережья Белого моря, начиная с XII века.

Отличительной чертой поморов считаются шапки с «длинными ушами», позволяющие замотать шею.

Несложно догадаться, что топоним юго-западного побережья «Поморский берег» как-раз произошел от названия этноса. Исследователи так и не пришли к единой точки зрения по поводу определения «поморов». Одни считают их самостоятельной региональной этнической единицей (Капица в своем антропологическом исследовании пришел к выводу, что среди поморов сильно смешение с карелами. Исследование проводилось в начале XX века), другие же склоняются к другому ключевому моменту – хозяйственной деятельности и ремеслу, а в этническом плане поморов считают русским старожильческим населением. Писатель архангелогородец Николай Васильевич Латкин (1832-1904) в своей статье, помещенной в знаменитой Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона писал: «Поморы местный термин, ныне ставший всеобщим для промышленников Архангельского, Мезенского, Онежского, Кемского и Кольского уездов Архангельской губернии, занимающихся рыбным (преимущественно тресковым), палтусиным, отчасти акульим и нерпичьим промыслами на Мурмане… и в северной части Норвегии, в дозволенных нашим промышленникам местах. Слово «помор» произошло от Поморья…, а от «поморов» перешло и на их суда, на которых они доставляют продукты своего лова в Архангельск и Петербург».

История изучения поморов начинается с конца 18 века, с момента создания Общества для исторических исследований в Архангельске (1799), но первый научный труд по изучению промысла поморов появился заметно позже «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» П. С. Ефименко. Традиционными занятиями жителей русского севера считаются морские промыслы и торговля зерном и рыбой с Северной Норвегией. Расцвет поморской торговли приходился на конец 18-19 веков. Естественно, контакты с норвежцами на протяжении столетий не прошли бесследно: в результате активной торговли появился смешанный русско-норвежский язык под названием «Russenorsk» или « Russonorsk», просуществовавший с 18 по 20 века (торговля с норвежцами остановилась после революционных событий 1917 года). По объему лексического запаса язык был совсем «небольшой» и представлял собой торгово-промысловую речь. В этом легко убедиться на примере распространенных фраз: Kak pris? Mangeli kosta? — Какая цена? Сколько стоит? En voga mokka, så galanna voga treska — Один воз муки за пол воза трески. Eta grot dyr. Værsegod, på minder prodaj! — Это очень дорого. Пожалуйста, продай дешевле!

Этот язык существует поныне лишь на Шпицбергене или по-поморски Груманте, архипелаге, который согласно легендам, был открыт поморами, плавающими на кочах, в 12 веке еще раньше викингов. Нужно заметить, что поморы были отличными судоходами, что позволяло им передвигаться по морю, заниматься промыслами и налаживать торговлю. Море для поморов было не только местом промыслов, но и живой справедливой силой. Оно фигурирует во многих поморских сказаниях и былинах, а свои морские путешествия жители севера рассматривали как настоящее испытание. Поморы говорили: «Наше поле — море», «И радость, и горе — помору все от моря», «У моря живем, морем кормимся, море — наша кормилица». Безусловно, «морской культ» оказал влияние на религиозное развитие поморов. Языческие начала пересекаются с традициями соседних финно-угорских народов: заклинания, заговоры, магия, ограничения на охоту и рыболовство.

В труде «О Поморье и поморах – коренном малочисленном народе, проживающем на побережье и островах Белого моря редактор Ю.Ф.Лукин, ссылаясь на ученого Чекалова А.К., подчеркивает сильное смешение славянской, карельской и коми-зырянской культуры у поморов: древнеславянские идолы похожи на угро-финские, изобразительное искусство роднит поморов с карельским этносом, архаичные памятники северно-русской и коми-зырянской резьбы.

На территорию русского Севера активно шло переселение старообрядчества: в 1694 году была основана Выгорецкая обитель. Считавшаяся преемницей Соловецкого монастыря, открыто выступавшего против церковных никоновских реформ. Постепенно обитель превратилась в крупный центр поломничества и экономически процветающую единицу с множеством скитов и прилегающих к ней дворов. С приходом к власти Николая I и утверждения политики нетерпимости к старообрядцам, обитель прекратила свое существование.

Русский север удивительным образом сохранил старые религиозные традиции и как бы «законсервировал» их на долгие столетия. Поморы в общей массе исповедуют «беспоповщину поморского толка» (православие старого обряда). Изучая историографию по поморским традициям, выяснился интересный обряд «умыкания невесты», нехарактерный для русского свадебного обряда. Причиной для «кражи» являлась вера будущих супругов, когда невеста «старой веры», а жених – «православный».

В поморской культуре особое место отводится сказкам. Искусных сказочников брали с собой в дальние плавания. Из отрывка книги Бориса Шергина «Двинская земля»: «За песни да за басни мне с восемнадцати годов имя было с отчеством. На промысле никакой работы задеть не давали. Кушанье с поварни, дрова с топора — знай пой да говори… Вечером народ соберется, я сказываю. Мужиков людно сидит, торопиться некуда, кабаков нет. Вечера не хватит — ночи прихватим… Дале один по одному засыпать начнут. Я спрошу: «Спите, крещеные?» — «Не спим, живем! Дале говори». Привычным местом действия сказок является море и морские плавания. У поморских сказок есть необычная для данного вида фольклора черта – главным героем во многих сказаниях выступает женщина. Отношения в поморской семье были патриархальными, но женщина на время плаваний

мужа становилась фактически главой семьи. В одной из сказок главная героиня даже самостоятельно плавала и навещала мужа, ушедшего на зверобойный промысел.

Поморы и поморская культура явили собой отражение обычаев местных северных народов, архаичных традиций, промыслового фольклора; Русский Север стал одним из главных центров старообрядчества на многие десятилетия. Отдаленность региона и «консервация» жизненного уклада, традиционные занятия местных жителей делают изучение поморов особо важным для изучения коренных этносов России и их взаимодействия с соседними народами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


14.04.2018

Всё, что нужно знать об атаке по Сирии

В субботу, 14 апреля, в период с 03:42 до 05:10 по московскому времени США и Великобритания нанесли ракетный удар по…

Читать

27.03.2018

Митинги в Кемерово.

В Кемерово граждане проводят несанкционированные митинги. Люди утверждают, что по федеральным каналам занижается количество жертв, сгоревших в пожаре в ТЦ…

Читать

26.03.2018

Умер Мавроди

Сегодня в Москве на 63-м году жизни скончался известный бизнесмен Сергей Мавроди. По информации «МК», накануне в районе 1.00 Мавроди…

Читать

26.03.2018

Пожар в Кемерово

25 марта произошёл пожар в торговом центре «Зимняя вишня» города Кемерово. Количество жертв, по меньшей мере, составляет 64 человека. Погибло…

Читать

Все новости

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: