Татаризация

Картинка профиля Белый Светоч
Белый Светоч

На всей территории республики Татарстан в школах преподается татарский язык. Что же происходит сейчас в школах Татарстана? Татарский язык начинают изучать с первого класса (хочу отметить, что английский со второго) и если раньше у всех вызывало недовольство, что в неделю часов татарского столько же, сколько и часов английского, то теперь это перешло все границы. Надо начать с того, что существует два отдельных предмета «татарский язык» и «татарская литература». Сейчас всё дошло до того, что число занятий по татарскому тождественно числу занятий по русскому языку, с литературой обстоят такие же дела. Так же стоит вопрос, будет ли татарский обязателен к сдаче на ОГЭ и ЕГЭ наряду с математикой и русским языком? Самое страшное, что у большинства людей, проживающих в республике, это не вызывает никакого недовольства, это воспринимается как должное. Хотя всё население свободно говорит на русском и изучение татарского языка воспринимается скорее как дань традиции, но нормально ли это – навязывать его и русским детям, причём в таком же объёме, что и русскую традицию (русских и татар в регионе практически равное количество)? Нормально ли, что Габдулла Тукай и Муса Джалиль стоят на одном уровне с Пушкиным и Лермонтовым, а Каюма Насыри сравнивают с Достоевским?!

Немного истории

Вопрос об изучении татарского в Российской империи не стоял, во многом из-за того, что язык не был толком сформирован, не было чёткой литературной нормы, было много заимствований из русского языка, а также встречались западные термины. Татарское дворянство активно переходило в православие в связи с законом, по которому феодал мусульманин не мог владеть крепостными христианами. Вместе с религией уходили и все татарские традиции. Много известных русских родов вышло из крещёной татарской аристократии, потомки этих родов очень быстро забывали свои корни. На татарском языке говорили только крестьяне и крепостные татары, язык передавался из уст в уста, из-за этого и такое большое число заимствований. По-настоящему язык начал формироваться в конце XIX — начала XX вв. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыри, начали появляться кружки по изучению татарского языка, татарская интеллигенция стала активно использовать османскую общественно-политическую лексику.

Каюм Насыри

После революции появилось огромное количество журналов на татарском языке, ТАССР (Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) получала всё большую автономию. Зарождался татарский национализм. Татары в ТАССР не подверглись таким сильным репрессиям как крымские татары, но они всё же были. Правительство очень часто шло на уступки татарам, начали больше говорить о татарских писателях, поэтах, культурных деятелях. В 1958 году была учреждена Государственная премия ТАССР (позже республики Татарстан) им. Габдуллы Тукая. В 1966 году перед казанским Кремлём был установлен памятник герою Советского Союза, татарскому поэту Мусе Джалилю. Открылось большое количество музеев татарских авторов (в том числе домов-музеев). Но даже советская власть не ввела татарский язык обязательным в школьную программу. Изучение татарского было, но как факультатив. После развала СССР татары выторговали себе огромное количество привилегий, угрожая выходом Татарстана из состава России, в том числе и статус татарского языка наравне с русским.

Собирается ли власть это менять?

Ответ однозначен – нет. В правительстве Татарстана большинство – татары, также сейчас в регионе много татарских националистов, которые любят покричать что-то вроде «Татарстан – это не Россия». Их число убавилось с нулевых, когда Казань пестрила футболками с надписями «Не забудем 1552», «1552 – Геноцид Татар». Злить их власть не намерена, а недовольных русских она, видимо, не боится. А недовольные есть, но, как правило, несогласные не могут сделать ничего, кроме как переехать из республики. Некоторые пытаются судиться, но всё безрезультатно, в пример можно привести Викторию Можарову из Нижнекамска, которая не хотела, чтобы её дети учили не нужный язык.

Что можно предложить?

Отмену татарского языка и татарской литературы как обязательных предметов. Оставить изучение татарского только в виде факультатива, также стоит отметить, что изучение татарского никак не должно спонсироваться из бюджета. Вместо убранных предметов необходимо поставить русский язык и литературу. Вообще изучению русскому языку надо уделять больше

времени, ибо именно он является главным средством коммуникации в нашем государстве, для нашей страны это особенно важно из-за большого количества разных этносов. С литературой всё так же, нынче дети кроме имён самых популярных авторов ничего не знают, и даже о них с трудом могут что-либо рассказать. А их головы забивают ещё и прозаиками, поэтами, композиторами разных этносов. Приводит это к тому, что дети знают очень мало и о русской культуре и о культуре региона, в котором проживают. Отменив 2 абсолютно нерентабельных предмета, мы повысим успеваемость детей в других областях, так как им не нужно будет учить не нужный материал.

Как прийти к этому?

Нужно больше говорить об этой проблеме, привлекать к её решению всё больше людей. Нужно объяснить родителям, что их дети тратят огромное количество времени на изучение абсолютно не нужного языка. Основная проблема всего этого, что люди боятся проявлять недовольство в нашей стране, не хотят лишних проблем. Общество наполнилось конформистами, которые готовы стерпеть всё, что угодно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.